Казахстанский совет по международным отношениям (КАСМО) представляет традиционный обзор десяти наиболее важных событий в 2020 году, имеющих ключевое значение для политического и экономического развития, стабильности и безопасности стран Центральной Азии. Данный аналитический обзор является коллективным взглядом экспертов КАСМО на основные процессы в центральноазиатском регионе в 2020 году. Авторы публикации выражают надежду, что актуальность изложенных в данном обзоре материалов вызовет интерес у представителей экспертного сообщества, СМИ и государственных структур.
1. СОХРАНЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ
С учетом наблюдающихся изменений в глобальной экономике и структуре торговых отношений, наличия значительных финансовых рисков стоит ожидать сохранение сдержанных темпов мирового экономического роста. Согласно прогнозам ведущих международных финансовых институтов, ввиду высокого уровня предложения и низкого мирового спроса стоит ожидать снижение мировых цен на сырьевые товары. В частности, объемы ВВП в Центральной Азии будут в большей мере зависеть от экономического положения ключевых торговых партнеров – стран ЕС, Китая и России.
Еще одним значимым фактором для отдельных стран региона (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) будет оставаться зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов из России и других стран.
Положительный эффект на развитие экономик региона должны будут оказать различные инструменты государственной политики: запуск новых среднесрочных государственных программ, стимулирование малого и среднего предпринимательства, реализация мер социальной поддержки для стабилизации потребительского спроса и др.
В результате комбинации данных факторов, вероятнее всего, экономический рост в регионе не претерпит значительных изменений в первом году нового десятилетия. По предварительным прогнозам, темпы экономического роста в среднем составят: в Казахстане – 3,5–3,8%, Кыргызстане – 3,7–4%, Таджикистане – 5,8–6,1%, Туркменистане – 5,4–5,7% и Узбекистане – 5,6–5,9%. В совокупности региональные темпы роста будут на уровне 4,5–5%.
При этом эксперты особо выделяют Узбекистан. Прогнозы экономического развития данной страны на ближайшие годы являются наиболее позитивными. Ключевыми драйверами роста могут стать строительство и активизация промышленности.
2. НОВЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Вхождение стран Центральной Азии в новый электоральный процесс в значительной мере будет формировать внутриполитическую повестку в 2020 году.
Одним из важных электоральных событий являются парламентские выборы в Кыргызстане в текущем году. Следует понимать, что от итогов избирательной кампании будут зависеть дальнейшая расстановка сил в республике, политика Президента Сооронбая Жээнбекова и проведение потенциальных конституционных реформ в стране. На этом фоне подвешенным остается вопрос о дальнейшей роли таких политических лидеров, как Омурбек Текебаев или Омурбек Бабанов, а также их участие в парламентской гонке. Остается открытой тема устойчивости правящей Социально-демократической партии Кыргызстана (СДПК), а именно вопрос о том, будут ли проводиться значимые кадровые перестановки внутри партии до полного оттеснения сторонников бывшего президента Алмазбека Атамбаева. В этих условиях действующему президенту Кыргызстана будет необходимо искать новые точки опоры и поддержку со стороны других партий.
На этом фоне в Таджикистане весной и осенью 2020 года пройдут парламентские и президентские выборы. Следует ожидать как сохранения статус-кво правящей Народно-демократической партии в Парламенте республики, так и переизбрания нынешнего Президента Таджикистана. Вместе с тем, может быть начат процесс омоложения и появления новых лиц внутри государственного аппарата.
Эксперты также не исключают вероятности проведения досрочной избирательной кампании в высший законодательный орган Казахстана уже в текущем году. Тем не менее, впервые за последние годы парламентские выборы могут пройти в намеченный срок. Таким образом, текущий год пройдет по знаком подготовки к парламентским выборам, намеченным на 2021 год. Данный процесс будет сопровождаться появлением новых политических объединений и партий и активизацией всего внутриполитического поля.
3. КАЗАХСТАН: НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ ПРЕЗИДЕНТА ТОКАЕВА
2020 год станет важным этапом реализации новых реформ Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Концепция «Слышащего государства», выдвинутая лидером страны, будет направлена на улучшение диалога между государством и обществом, а также формирование новых механизмов комлексного государственного управления. В этом контексте важным сдвигом станет осуществление инициатив, предложенных Национальным советом общественного доверия (НСОД), а именно – принятие нового закона о митингах, расширение прав для парламентского меньшинства, снижение порога численности для партий с 40 тысяч до 20 тысяч человек, присоединение ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских правах (МПГПП), утверждение 30% квоты в партийных списках для женщин и молодежи и др.
Учитывая качественные изменения в демографии, смену поколений как в политике, так и в обществе, повышение вовлеченности населения во внутриполитические процессы формирует новые тренды, ожидания и запрос на «новый общественный договор». Данные процессы во многом ускоряются в условиях цифровизации общественной жизни, усиления влияния социальных сетей, масс-медиа и повышения активности молодежи. Следовательно, выстраивание новых механизмов эффективной диалоговой площадки будет ключевой стратегической задачей нового правительства Казахстана.
4. РЕГИОНАЛЬНАЯ СВЕРКА – СТАРТ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
В рамках глобального раунда в 2020 году будет запущена очередная перепись населения в странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ранее последняя перепись проводилась в Узбекистане в 1989 году, в Туркменистане – в 1995 году, в 2009 году в Казахстане и Кыргызстане, а также в 2010 году в Таджикистане.
Стоит отметить, что за прошедшее десятилетие демографическая картина региона претерпела некоторые структурные изменения. В 2017 году общая численность населения Центральной Азии перешагнула 70-миллионный рубеж. Наряду с увеличением доли детского населения (30%) растет ожидаемая продолжительность жизни.
Постепенно активизируются и укрепляются процессы урбанизации. Количество городов-миллионеров возросло до 7, к числу которых добавились Нур-Султан (2016 г.), Бишкек (2017 г.), Душанбе (≈ 2018 г.) и Шымкент (2018 г.).
Тенденция увеличения населения сохраняется благодаря снижению смертности, росту среднего возраста населения и повышению рождаемости.
При организации предстоящей переписи в странах региона будет применен ряд новшеств. К примеру, в Казахстане интервьюеры будут использовать планшеты, благодаря чему информация сможет сразу попадать в базу данных и обрабатываться, а также будет возможность принимать участие в переписи в онлайн-формате.
В Кыргызстане в опросник включены дополнительные вопросы касательно жилищного фонда, исполнения целей устойчивого развития, а также относительно граждан-родственников, не находящихся в республике больше года. Кроме того, перепись населения можно будет пройти с помощью мобильных телефонов. В свою очередь в Туркменистане и Узбекистане очередные раунды переписи населения запланированы на 2022 год.
Таким образом, итоги переписи населения будут влиять на социально-экономическую политику стран региона.
5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УСИЛИЕ КООПЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В 2020 году страны Центральной Азии продолжат поступательный вектор на укрепление регионального сотрудничества. В фокусе внимания будет третья Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая должна состояться в г. Бишкек. Данный Саммит станет продолжением прошедших встреч в г. Нур-Султан в 2018 году и г. Самарканд в 2019 году и позволит актуализировать развитие межрегиональной кооперации на социо-экономическом, политическом и культурном уровнях.
В текущем году дополнительный импульс центральноазиатской повестке придаст начало реализации стратегии Европейского Союза (ЕС) по Центральной Азии и ожидаемое анонсирование стратегии США по Центральной Азии. На этом фоне продолжение социо-экономических реформ в Узбекистане, а также проводимые политические реформы в Казахстане будут повышать интерес международных инвесторов к региону. В 2020 году немаловажным шагом станет председательство Таджикистана на таких региональных площадках, как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Международный Фонд спасения Арала и Стамбульский процесс по Афганистану. Все эти события и предпринятые инициативы будут приковывать внимание международного сообщества к центральноазиатскому региону.
6. ЕАЭС: УКРЕПЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
По прошествии 5 лет действия интеграционного объединения следует ожидать закрепления основных норм договора Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в государствах-членах. Так, после долгой совместной работы в декабре 2019 года на заседание Высшего Евразийского экономического совета было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Теперь страны-участницы должны будут ратифицировать этот документ.
Помимо этого, в связи с окончанием льготного периода в 2020 году будет увеличена стоимость таможенного оформления машин, ввезенных в Кыргызстан из стран вне ЕАЭС.
Продолжится активная работа по выходу Казахстана и Кыргызстана в рамках ЕАЭС на рынки третьих стран. В 2020 году планируется заключить соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Индией. Кроме того, будут проводиться завершающие этапы переговоров по подписанию соглашений о ЗСТ с Египтом и Израилем.
Актуальной будет повестка возможности вступления еще одного центральноазиатского государства, Узбекистана, в ЕАЭС. В настоящее время среди узбекских экспертов идет активное обсуждение перспектив и возможных рисков вхождения страны в ЕАЭС. В частности, Центр экономических исследований и реформ при Администрации провел специальное исследование, где приводится целый ряд преимуществ от присоединения к интеграционному объединению.
В феврале текущего года ожидается визит президента Ш. Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого вероятно будут прояснены вопросы по данному направлению. Отмечается, что за Узбекистаном может быть закреплен статус наблюдателя в ЕАЭС. В продолжение политики либерализации и открытой экономики в случае принятия данного решения этот шаг станет логичным для Узбекистана.
7. НОВАЯ СТРАТЕГИЯ США ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
На фоне растущей глобальной геополитической конкуренции ожидаемая в 2020 году новая стратегия США по Центральной Азии будет в фокусе международного внимания. Предполагаемый визит Госсекретаря США Майка Помпео в Центральную Азию в первой половине 2020 года обозначит растущую значимость региона в политике США и придаст новый импульс развитию формата “С5+1”.
Учитывая последние политические, экономические и социальные изменения в странах центральноазиатского региона, можно предположить, что новая стратегия администрации Дональда Трампа будет прагматична, а ключевыми в повестке станут вопросы укрепления внутрирегиональных торговых связей, региональной безопасности, усиления суверенитета стран региона. Вместе с тем, не исключено, что центральноазиатская стратегия США будет, как и прежде, рассматриваться с привязкой к происходящим сложным военно-политическим процессам в Афганистане. Таким образом, «афганский фактор» по-прежнему остается ключевым в повестке вопросов стран Центральной Азии в текущем году.
8. БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ
Ближний Восток будет оставаться в фокусе международного внимания как главный регион нестабильности и рисков в 2020 году. Последние события, связанные с обострением отношений между США и Ираном, ухудшение военно-политической обстановки в Ливии, активизация курдских вооруженных формирований, а также нарастающая конкуренция за сферу влияния между ключевыми региональными игроками, такими как Турция, Иран и Саудовская Аравия, сигнализирует о том, что сирийский кризис входит в следующую фазу своего развития. Учитывая последствия недавних событий, следует ожидать, что противостояние в стиле «proxy» на Ближнем Востоке будет приобретать уже новый и более открытый характер.
Стремясь оспорить статус-кво, некоторые страны региона могут перейти «красную линию», спровоцировав волну реальных военных действий на Ближнем Востоке. Данные процессы будут негативно сказываться на состоянии рынка энергоресурсов, усугубляя экономические показатели в мире и странах Центральной Азии.
Вместе с тем, растущая геополитическая конкуренция и неопределенность в регионе может стать дополнительным стимулом для появления новых террористических организаций и развития новой фазы вовлечения выходцев из Центральной Азии в деструктивную террористическую деятельность.
9. КИТАЙ: ПОИСК НОВОЙ ОПОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В 2020 году Китай продолжит расширять социально-экономическое и политическое присутствие в Центральной Азии. На этом фоне в текущем году новой точкой опоры для Китая в регионе будет Узбекистан. Учитывая последовательные реформы Президента Шавката Мирзиёева, руководство Китая заметно активизировало двусторонние отношения.
Следует подчеркнуть, что в 2019 году общее накопление китайских инвестиций в Узбекистане увеличилось в 1,5 раза, что составляет примерно 8 миллиардов долларов. Тогда как в прошлом году по итогам пятого заседания Межправительственного комитета по сотрудничеству руководство Узбекистана и Китая подписали соглашения на 54 проекта, затрагивающие торгово-экономическую, инвестиционную, аграрную, банковско-финансовую, транспортно-коммуникационную сферы. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в Узбекистане общее количество компаний с совместным китайским капиталом составляет более 1 120 предприятий, тогда как только в прошлом году было запущено более 330 проектов.
Немаловажным шагом к укреплению отношений двух стран явился указ Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, подписанный 12 сентября 2019 года, об отмене визового режима для граждан Китая, включая жителей Гонконга, и последующая выдача китайским гражданам многократных виз на 6 месяцев.
В настоящее время для Ташкента и Пекина актуальным становится проект по строительству железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Исходя из этого, можно предположить, что в 2020 году для реализации данного проекта будет оказана большая поддержка со стороны правительств двух стран. Одним из потенциальных направлений в развитии экономических взаимоотношений двух стран является усиление сотрудничества в сфере международного арбитража, фокус которых будет направлен на решение спорных вопросов в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь».
Вместе с тем следует иметь в виду, что непростое и неоднозначное отношение граждан Казахстана и Кыргызстана к китайским инвестициям будет мотивировать Пекин к более тесному сотрудничеству с Ташкентом. Таким образом, в 2020 году развитие китайско-узбекских отношений будет только нарастать, приобретая все новые очертания.
10. АКТИВИЗАЦИЯ ПОКОЛЕНИЯ «НЕЗАВИСИМОСТИ»: УСИЛЕНИЕ РОЛИ МОЛОДЕЖИ
По нашему мнению, текущий год будет ознаменован усилением роли молодежи во внутриполитических процессах в центральноазиатском регионе. В настоящее время доля молодежи постоянно растет и составляет примерно 30% от 70 млн жителей региона. Так, в Казахстане количество молодых людей в возрасте 14–29 лет составляет приблизительно 4 млн человек (22%), Узбекистане – 9 млн 600 тыс. (30%), Кыргызстане – 1 млн 600 тыс. (26%), Таджикистане – 2 млн 800 тыс. человек (30%).
На этом фоне изменения в демографической структуре населения региона уже учитываются правительствами при проведении экономической и социальной политики, а также пенсионной реформы. В этих условиях в Казахстане в 2020 году ожидается активизация деятельности молодых общественных лидеров в преддверии парламентских выборов. К тому же создание в Казахстане в 2020 году «президентского кадрового резерва», в который вошли представители молодого поколения в возрасте до 35 лет, говорит о формировании нового управленческого пласта. В Узбекистане аналогичный упор делается на вовлечение молодого поколения в общественные процессы через площадки «Buyuk Kelejak» и Фонд УМИД.
В целом следует отметить, что в Центральной Азии появилось качественно новое поколение граждан, где молодежь становится одним из двигателей изменений в гражданском обществе, влияя на механизмы государственного управления. К тому же, учитывая растущую роль социальных сетей, масс-медиа и трансформацию общественного договора, в текущем году в странах Центральной Азии ожидается оживление молодежных движений и постепенное выдвижение нового поколения политических элит. Все эти процессы будут проходить на фоне электоральных процессов в странах центральноазиатского региона.