10 наиболее важных событий в Центральной Азии в 2019 году

опубликовано 2020-01-31 00:01:00

Казахстанский Совет по Международным Отношениям (КАСМО) представляет традиционный обзор десяти наиболее важных событий в 2019 году, имеющих ключевое значение для политического и экономического развития, стабильности и безопасности стран Центральной Азии. Данный аналитический обзор является коллективным взглядом экспертов КАСМО на основные процессы в центральноазиатском регионе в 2019 году. Выражаем надежду, что данный материал будет актуальным для экспертного сообщества, СМИ и государственных структур.

1. Усиление геополитических афтершоков

Нарастание конфликтности в отношениях ключевых геополитических игроков как США, Россия и Китай будет напрямую и косвенно влиять на процессы в Центральной Азии в 2019 году. Повышающийся градус конфронтации российско-американских отношений на фоне введение новых санкций Белого дома по отношению к России будет косвенно сказываться, и придавать неформальную напряженность странам Центральной Азии в ее сотрудничестве США. К тому же ослабление и повышение волатильности местных валют стран региона будет связано с неопределенностью и спекулятивностью отношений Вашингтона и Москвы, а также с ожиданием дополнительных пакетов санкций. На этом фоне, принятое в 2018 году, решение США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в 2019 году приведет к дальнейшей эскалации военной гонки между США и России, что будет влиять на дальнейшее формировании оборонной стратегии Москвы в Центральной Азии. В 2019 году США будет наращивать давление на Китай в сфере торговли, новых технологий и оборонном секторе. Не смотря на договоренность США и Китая, не вводить с 1-го января 2019 года дополнительных тарифов, торговые отношения между двумя странами будут обостряться. По мнению экспертов, торговое противостояние между Пекином и Вашингтоном примет более серьезный характер, что усилит фактор неопределенности в глобальных финансовых процессах. В этом контексте, для стран Центральной Азии, учитывая географическую приближенность и тесное стратегическое сотрудничество с Россией и Китаем, а также партнерство с США, будет требовать современного маневрирования и приспособлении внешней политики к быстро меняющимся геополитическим реалиям. Согласно оценкам экспертов, в 2019 году, конфронтация США с Китаем и Россией будет мотивировать Пекин и Москву к более активному сотрудничеству в регионе в рамках сближения Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Пояс и Путь», также в рамках контртеррористических инициатив на базе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Важно подчеркнуть, что политика Китая в Центральной Азии будет двойственной. Китай будет колебаться между собственными интересами, диалогом с Россией в регионе и перспективой китайско-американской сделки.

2. Замедление темпов экономического роста в Центральной Азии

Согласно оценкам и прогнозам, ведущих международных финансовых институтов, в 2019 году ожидается замедление темпа глобального экономического роста. Во многом это связанно с неопределенностью в экономической политике крупных мировых держав, финансовых центров, волатильностью цен на нефтепродукты, что в значительной мере будет влиять на международные потоки капитала, и на условия фондирования для многих государств. На этом фоне повышение процентной ставки Федеральной резервной службы США, и торговые войны, отрицательно влияющие на развитие международных экономических отношений, лишь усилят торговый дисбаланс в мире. В этой связи, с учетом ключевых мировых тенденций, текущей экономической конъюнктуры и ситуации в регионе в 2019 году в 5 государствах Центральной Азии прогнозируется, что вероятнее всего темпы экономического роста будут ниже прошлых лет. Средние темпы экономического роста в Казахстане составят около 3-3,5%, в Кыргызстане 3,2-3,8%, в Узбекистане 4,5-5%, в Таджикистане 5-5,5%, и в Туркменистане около 5,5-6%. В целом по региону темп экономического роста в 2019 году будет на уровне 4-4,3%. Вместе с тем, изменение цен на энергоресурсы и замедление деловой активности, может стать позитивным толчком для развития неуглеводородного сектора в Центральной Азии, в особенности вКазахстане и Узбекистане при условии дальнейшей реализации структурных реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности и производительности, а также взаимовыгодного сотрудничества в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь».

3. Интеграционный романтизм

В 2019 году страны Центральной Азии будут продолжать позитивный вектор укрепления и расширения взаимодействия внутри региона. После первой консультативной встречи лидеров пяти центральноазиатских стран прошедшей в Астане в 2018 году, в марте текущего года в Ташкенте состоится вторая рабочая встреча глав государств региона. Данная инициатива придаст позитивный импульс дальнейшему развитию кооперации в области обеспечения региональной безопасности, активизации торгово-экономических связей и приграничного сотрудничества, расширения транзитно-транспортного потенциала, а также комплексное использование водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии. На этом фоне усиление регионального сотрудничества будет также наполняться двусторонними официальными визитами и встречами глав стран Центральной Азии.
Важным элементом укрепления сотрудничества в регионе будет связан с позитивной динамикой взаимодействия между Астаной и Ташкентом. В этом контексте, символичным является, ознаменование 2019 года «Годом Казахстана в Узбекистане». Одним из примеров взаимовыгодного сотрудничества служит соглашение о взаимном признании виз между некоторыми странами региона. Следует отметить, что председательство Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2019 году, и намеченный на июнь текущего года Саммит ШОС в Бишкеке, актуализирует ключевые региональные вопросы и привлечет международное внимание к региону. В текущем году Туркменистан также будет председательствовать в Содружестве Независимых государств (СНГ), тогда как в Ашхабаде в октябре 2019 года пройдет очередное заседание Совета глав государств СНГ. В первой половине 2019 года Европейский Союз обозначит новую стратегию по Центральной Азии, которая будет также играть вспомогательную роль по продвижению повестки внутрирегионального сотрудничества. Вместе с тем, нельзя переоценивать заданный курс на центральноазиатское сближение, так как за 2-3 года нельзя смягчить и нивелировать последствия 25-летней разобщенности. Перед странами региона стоит большая работа по систематизации и решению внутренних вопросов, прежде всего экономических и социальных. На данном этапе «интеграционная повестка» в большей степени подкрепляется преимущественно заявлениями глав государств и сотрудничеством в основном на двустороннем уровне.

4. Запуск новых реформ: фокус на социальную сферу

2019 год в странах Центральной Азии будет ознаменован началом реализации целого ряда реформ, при этом в основном власти стран будут фокусироваться на решении вопросов социального характера, а также обеспечении общественного порядка и безопасности. Прежде всего, стоит отметить изменения в системе налогообложения и оплате труда для определенных групп населения. Так, в Казахстане с текущего года повышен минимальный размер заработный платы в 1,5 раза, снижен индивидуальный подоходный налог для граждан с низкими заработками, введен единый совокупный платеж для привлечения на льготных условиях категорию самозанятых лиц в пенсионную систему и систему социального страхования. В Кыргызстане предусмотрено увеличение заработных плат для работников в сфере здравоохранения, культуры, а также для водителей и технического персонала. В Узбекистане для физических лиц начал действовать единый налог на доходы в размере 12%, отменены страховые взносы во внебюджетный пенсионный фонд, а также запланировано повышение заработных плат работников сферы образования и здравоохранения. В Казахстане и Кыргызстане текущий год будет характеризоваться и значительными преобразованиями в системе органов внутренних дел, обусловленных запросом общества на усиление обеспечения безопасности. В рамках «Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел» в Казахстане будет проведена оптимизация штатной численности сотрудников министерства внутренних дел, планируется утверждение нового национального стандарта полицейского и использование сервисной модели работы с населением. В свою очередь в Кыргызстане с 1 января вступили в силу пять новых кодексов: уголовный, о проступках, о нарушениях, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный. Создана новая структура – патрульная милиция. В целом реакция властей стран на решение социальных вопросов положительно воспринимается общественностью, однако последующая реализация мер в этом направлении не всегда получает одобрение со стороны граждан. Также следует учитывать тот, факт, что принимаемые нововведения ориентированы на определенные социальные группы и не могут удовлетворить целый пласт усиливающихся запросов всего населения. Тем не менее, в совокупности все эти меры демонстрируют обновление условного социального контракта между государством и обществом.

5. В ожидании нового электорального цикла

Процессы в Центральной Азии в 2019 году в значительной мере будет определять электоральный фактор. На 2020 год намечены президентские выборы в Казахстане и Таджикистане, а также выборы в парламент Кыргызстана. В конце текущего года ожидаются выборы в парламент Узбекистана. Одним из главных электоральных событий предстоящего электорального цикла, безусловно, станут парламентские выборы в Кыргызстане. Учитывая возросшую роль парламента в политической системе страны, следует понимать, что от их итогов зависит дальнейшая расстановка сил в среднесрочной перспективе, и присутствует большая вероятность того, что те или иные стороны пойдут на блицкриг и могут запустить досрочный формат парламентских выборов. Кроме того, сценарий по внеочередной избирательной кампании не исключается также и в экспертных дискуссиях Казахстана. В силу вышесказанного электоральный нарратив будет заметным в регионе – власти большинства стран Центральной Азии в большей или меньшей степени будут готовиться к процедуре по подтверждению своей легитимности. Поэтому их действия в той или иной степени будут носить электоральный характер. Особенно учитывая, что изменился возрастной состав электорального ядра, а геоэкономические условия не располагают к мягким условиям переизбрания. Вместе с тем, на этом фоне следует также ожидать общий тренд роста популизма, который будет характерен и для общественного поля в Центральной Азии.

6. Усиление внимания к демографическим трендам

Последние несколько лет для региона были ознаменованы определенными количественными и качественными изменениями в демографии. В 2017 году население Центральной Азии перешагнуло отметку в 70 миллион человек. Страны региона постепенно приближаются к порогу старости по шкале старения ООН, что во многом обусловлено увеличением продолжительности жизни и снижением смертности населения. Наряду с этим, в 2019 году продолжается рост численности детского населения, доля которого в регионе составляет около 30%. Структурные изменения в демографической картине стран уже сейчас начали оказывать влияние на формирование государственной политики. Свидетельством этого является реализуемые в странах Центральной Азии проекты, которые в первую очередь ориентированы на молодое поколение. Так, 2019 год в Казахстане был официально объявлен годом молодежи, второй раз проводится отбор в рамках республиканского проекта «100 новых лиц Казахстана», направленный на продвижение идей успешности среди населения страны.В Узбекистане был организован Фонд «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете министров. Отдельным трендом можно выделить актуализацию вопросов урбанизации в Центральной Азии. На сегодняшний день регион слабо урбанизирован, однако, в официальной повестке властей стран прослеживается акцент на повышение роли городов и увеличение доли городского населения. В январе 2019 года президентом РУ Ш. Мирзиёевым был подписан Указ «О мерах по коренному совершенствованию процессов урбанизации», который станет своеобразной отправной точкой по формированию государственного регулирования процессов урбанизации и внутренней миграции. В Казахстане также в этом ключе ведется работа по подготовке Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2030 года. В Кыргызстане в продолжение реализации мер региональной политики 2019 год был объявлен годом развития регионов и цифровизации страны. Несмотря на то, что в странах Центральной Азии зачастую применяются различные друг от друга инструменты и методы по учету демографических трендов и решению проблем территориального развития, общим является то, что постепенно государства региона двигаются к пониманию необходимости централизованного управления данных процессов.

7. Китай в Центральной Азии: закономерный рост геополитических издержек

В последние годы в Центральной Азии происходило усиление экономической роли Китая. Это обусловлено объективными причинами – снижением инвестиционной активности России и Запада, ростом экономики КНР, стремлением стран Центральной Азии диверсифицировать свои геополитические кейсы и т.д. Инструментом по продвижению китайских экономических интересов стал «Экономический пояс Великого Шелкового Пути». Данный проект институализировал КНР в качестве серьезного экономического игрока в Центральной Азии. При этом Китай подчеркнуто представляет свое продвижение сугубо экономическими интересами и на взаимовыгодной для стран региона основе. Вместе с тем активизация китайского экономического присутствия вызвало естественную реакцию в виде дискуссии о рисках и угрозах экономического поглощения Китаем Центральной Азии. Все это закономерно привело к тому, что китайский фактор начал приобретать политический нарратив. Это выражается в использовании антикитайского фактора во внутриполитической борьбе, а также для мобилизации оппозиционного потенциала и триггера протестных настроений. Подобная политизация во многом носит манипулятивный и спекулятивный характер. Параллельно в общественном мнении и экспертных дискуссиях будет усиливаться понимание, что усиление экономической роли Китая это естественный и объективный процесс, основанный на усиливающейся роли КНР в глобальной экономике.
Перевод китайского фактора в позитивное русло во многом будет зависеть как от разъяснения властями стран региона тезиса о необходимости инвестиций для развития экономики, так и от использования Китаем различных форм и инструментов для правильного позиционирования деятельности китайских кампаний. В частности, должен быть изучен опыт западных кампаний по проведению в странах региона активной социальной политики.

8. Активизация внутриполитических процессов в Кыргызстане

Один из факторов, который будет влиять на Центральную Азию-2019 – внутриполитическая ситуация в Кыргызстане. Ее ключевым фактором станет противостояние между командами действующего главы государства и экс-президента, которое будет определять характер политических процессов в Кыргызстане. Тренд на данное противостояние заложен в минувшем году заложен и выражался в кадровой зачистке госаппарата, в антикоррупционных обвинениях против членов команды экс-президента, в запуске процедуры по лишению его юридической неприкосновенности, в расколе в СДПК, а также в нарративе о черной кассе избирательной кампании. В 2019 году данное противостояние может привести к поляризации политических сил и конфронтации между ними. В любом случае, в текущем году ожидается высокий накал политической активности, который будет формировать внутреннюю повестку Кыргызстана.

9. Сохранение «желтого уровня» террористической угрозы в регионе

В 2019 году угрозы терроризма остаются одним из главных вызовов для стран Центральной Азии. Вхождение сирийского конфликта в новую фазу и ухудшение военно-политической обстановки в Афганистане, актуализирует продолжающийся процесс возращения центральноазиатских боевиков с зон военных действий. Несмотря на потерю значительной части военной силы, территории, источников доходов, различные террористические группировки, появившиеся вследствие конфликта на Ближнем Востоке, сегодняпредставляют значительную угрозу. В частности, оттеснение радикальных групп из зон влияния в Сирии и Ираке может компенсироваться активизацией процесса возращения выходцев из Центральной Азии в регион в качестве возможности вновь заявить о себе. Согласно мнению обозревателей, в течение последних двух лет в некоторых центральноазиатских республиках практически ежемесячно пресекалась деятельность малых радикальных группировок, члены которых прошли военную подготовку в Сирии и планировали совершение террористических актовна территории своих и соседних стран. Только в первом полугодии 2018 года в Кыргызстане были задержаны 12 членов международных террористических групп, в 2017 году было проведено порядка 20 спецопераций. В Таджикистане в ноябре 2018 года группа в составе 12 человек готовила нападение на российскую базу, один из лидеров воевал в составе ДАИШ в Сирии.
Между тем в июле 2018 года в Таджикистане группа, сочувствующих ДАИШ людей, совершила террористический акт, в котором погибли иностранные граждане. Это второй случай, ответственность за который взяла на себя данная группировка. Теракт в Таджикистане демонстрирует сохраняющуюся опасность со стороны спящих радикальных ячеек внутри региона. В настоящее время борьба с терроризмом приобретает особую остроту в связи со сложной геополитической обстановкой в Афганистане и на Ближнем Востоке, а также из-за процесса возвращения и активизации центральноазиатских боевиков в регионе. Все эти факторыв совокупности будут оказывать серьезное давление на систему безопасности в Центральной Азии.

10. «Афганский узел»: президентские выборы в условиях нарастающей угрозы терроризма

Турбулентная военно-политическая обстановка в Афганистане будет одним из основных факторов повестки региональной безопасности в Центральной Азии в 2019 году. Согласно последним данным Глобального индекса терроризма, Афганистан традиционно сохраняет за собой лидирующие позиции по террористической активности в мире. Тогда как по последнему оценкам Миссии ООН в Афганистане, число мирных жителей погибших в 2018 составляет рекордное количество более 8 000 человек. По оценкам обозревателей, в 2018 время правительство Афганистана только контролирует только 55-60 % территории, тогда как в 2015 году отметка составляла примерно 70%. Следует отметить, что террористическая деятельность движения «Талибан» и сторонников ДАИШ в Афганистане будет серьезным вызовом в 2019 году.
На этом фоне, намеченные на первую половину 2019 года выборы президента в Афганистане будут влиять на дальнейшую политическую стабильность страны и всей Центральной Азии. Примечательно, что предстоящая избирательная кампания, переносившаяся уже несколько раз, будет проходить в условиях жесткой конкуренции и латентных трений внутри афганской элиты. Важно отметить, что стабильность президентской предвыборной кампании будет проходить на фоне мирных переговоров правительства Афганистана, США с талибами. На этом фоне ожидается подключение стран Центральной Азии, в частности Узбекистана в качестве дополнительной площадки по урегулированию афганского процесса. Однако стоит понимать, что попытки инициировать мирные переговоры в Афганистане будет сопровождаться вспышками терроризма.

Может быть интересно:

Эксперт Казахстанского совета по международным отношениям Ахантаева Сагыныш приняла участие в работе международного семинара

Эксперт Казахстанского совета по международным отношениям Ахантаева Сагыныш приняла участие в работе международного семинара на тему «Совместные усилия по противодействию экстремизму и сохранению мира и стабильности» прошедшего в период с 25 по 29 ноября 2018 года в г. Пекин по приглашению Ассоциации дружбы Китая.

Поздравляем Askar Nursha с выпуском новой книги!

Поздравляем Askar Nursha с выпуском новой книги! Спасибо Dosym Satpayev и Erlan Karin за поддержку! "С удовольствием хотел бы представить вашему вниманию книгу известного казахстанского эксперта Askar Nursha о внешней политике России и рисках, которые могут быть для Казахстана.

В Вашингтоне обсудили новые реформы Токаева

В Вашингтоне в одном из влиятельных американских аналитических центров - Фонде Карнеги состоялась дискуссия о последних политических трендах в Казахстане. В обсуждении приняли участие эксперты ведущих американских мозговых центров и университетов, а также представители Госдепартамента США. От Казахстана в обсуждении приняли участие советник Президента РК Ерлан Карин и исполнительный директор Казахстанского совета международных отношений (КАСМО) Искандер Акылбаев. Модератором дискуссии выступил старший сотрудник Фонда Карнеги доктор Пол Стронски.

Казахстанский Совет по Международным Отношениям (КАСМО) представляет традиционный обзор десяти наиболее важных событий в 2019 году

Казахстанский Совет по Международным Отношениям (КАСМО) представляет традиционный обзор десяти наиболее важных событий в 2019 году, имеющих ключевое значение для политического и экономического развития, стабильности и безопасности стран Центральной Азии.