10 наиболее важных событий в Центральной Азии в 2020 году

опубликовано 2020-02-04 00:02:00

Казахстанский совет по международным отношениям (КАСМО) представляет традиционный обзор десяти наиболее важных событий в 2020 году, имеющих ключевое значение для политического и экономического развития, стабильности и безопасности стран Центральной Азии. Данный аналитический обзор является коллективным взглядом экспертов КАСМО на основные процессы в центральноазиатском регионе в 2020 году. Авторы публикации выражают надежду, что актуальность изложенных в данном обзоре материалов вызовет интерес у представителей экспертного сообщества, СМИ и государственных структур.

1. СОХРАНЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ

С учетом наблюдающихся изменений в глобальной экономике и структуре торговых отношений, наличия значительных финансовых рисков стоит ожидать сохранение сдержанных темпов мирового экономического роста. Согласно прогнозам ведущих международных финансовых институтов, ввиду высокого уровня предложения и низкого мирового спроса стоит ожидать снижение мировых цен на сырьевые товары. В частности, объемы ВВП в Центральной Азии будут в большей мере зависеть от экономического положения ключевых торговых партнеров – стран ЕС, Китая и России. Еще одним значимым фактором для отдельных стран региона (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) будет оставаться зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов из России и других стран. Положительный эффект на развитие экономик региона должны будут оказать различные инструменты государственной политики: запуск новых среднесрочных государственных программ, стимулирование малого и среднего предпринимательства, реализация мер социальной поддержки для стабилизации потребительского спроса и др. В результате комбинации данных факторов, вероятнее всего, экономический рост в регионе не претерпит значительных изменений в первом году нового десятилетия. По предварительным прогнозам, темпы экономического роста в среднем составят: в Казахстане – 3,5–3,8%, Кыргызстане – 3,7–4%, Таджикистане – 5,8–6,1%, Туркменистане – 5,4–5,7% и Узбекистане – 5,6–5,9%. В совокупности региональные темпы роста будут на уровне 4,5–5%. При этом эксперты особо выделяют Узбекистан. Прогнозы экономического развития данной страны на ближайшие годы являются наиболее позитивными. Ключевыми драйверами роста могут стать строительство и активизация промышленности.

2. НОВЫЙ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЦИКЛ: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Вхождение стран Центральной Азии в новый электоральный процесс в значительной мере будет формировать внутриполитическую повестку в 2020 году. Одним из важных электоральных событий являются парламентские выборы в Кыргызстане в текущем году. Следует понимать, что от итогов избирательной кампании будут зависеть дальнейшая расстановка сил в республике, политика Президента Сооронбая Жээнбекова и проведение потенциальных конституционных реформ в стране. На этом фоне подвешенным остается вопрос о дальнейшей роли таких политических лидеров, как Омурбек Текебаев или Омурбек Бабанов, а также их участие в парламентской гонке. Остается открытой тема устойчивости правящей Социально-демократической партии Кыргызстана (СДПК), а именно вопрос о том, будут ли проводиться значимые кадровые перестановки внутри партии до полного оттеснения сторонников бывшего президента Алмазбека Атамбаева. В этих условиях действующему президенту Кыргызстана будет необходимо искать новые точки опоры и поддержку со стороны других партий.
На этом фоне в Таджикистане весной и осенью 2020 года пройдут парламентские и президентские выборы. Следует ожидать как сохранения статус-кво правящей Народно-демократической партии в Парламенте республики, так и переизбрания нынешнего Президента Таджикистана. Вместе с тем, может быть начат процесс омоложения и появления новых лиц внутри государственного аппарата. Эксперты также не исключают вероятности проведения досрочной избирательной кампании в высший законодательный орган Казахстана уже в текущем году. Тем не менее, впервые за последние годы парламентские выборы могут пройти в намеченный срок. Таким образом, текущий год пройдет по знаком подготовки к парламентским выборам, намеченным на 2021 год. Данный процесс будет сопровождаться появлением новых политических объединений и партий и активизацией всего внутриполитического поля.

3. КАЗАХСТАН: НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ ПРЕЗИДЕНТА ТОКАЕВА

2020 год станет важным этапом реализации новых реформ Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Концепция «Слышащего государства», выдвинутая лидером страны, будет направлена на улучшение диалога между государством и обществом, а также формирование новых механизмов комлексного государственного управления. В этом контексте важным сдвигом станет осуществление инициатив, предложенных Национальным советом общественного доверия (НСОД), а именно – принятие нового закона о митингах, расширение прав для парламентского меньшинства, снижение порога численности для партий с 40 тысяч до 20 тысяч человек, присоединение ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских правах (МПГПП), утверждение 30% квоты в партийных списках для женщин и молодежи и др. Учитывая качественные изменения в демографии, смену поколений как в политике, так и в обществе, повышение вовлеченности населения во внутриполитические процессы формирует новые тренды, ожидания и запрос на «новый общественный договор». Данные процессы во многом ускоряются в условиях цифровизации общественной жизни, усиления влияния социальных сетей, масс-медиа и повышения активности молодежи. Следовательно, выстраивание новых механизмов эффективной диалоговой площадки будет ключевой стратегической задачей нового правительства Казахстана.

4. РЕГИОНАЛЬНАЯ СВЕРКА – СТАРТ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

В рамках глобального раунда в 2020 году будет запущена очередная перепись населения в странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ранее последняя перепись проводилась в Узбекистане в 1989 году, в Туркменистане – в 1995 году, в 2009 году в Казахстане и Кыргызстане, а также в 2010 году в Таджикистане. Стоит отметить, что за прошедшее десятилетие демографическая картина региона претерпела некоторые структурные изменения. В 2017 году общая численность населения Центральной Азии перешагнула 70-миллионный рубеж. Наряду с увеличением доли детского населения (30%) растет ожидаемая продолжительность жизни. Постепенно активизируются и укрепляются процессы урбанизации. Количество городов-миллионеров возросло до 7, к числу которых добавились Нур-Султан (2016 г.), Бишкек (2017 г.), Душанбе (≈ 2018 г.) и Шымкент (2018 г.). Тенденция увеличения населения сохраняется благодаря снижению смертности, росту среднего возраста населения и повышению рождаемости. При организации предстоящей переписи в странах региона будет применен ряд новшеств. К примеру, в Казахстане интервьюеры будут использовать планшеты, благодаря чему информация сможет сразу попадать в базу данных и обрабатываться, а также будет возможность принимать участие в переписи в онлайн-формате. В Кыргызстане в опросник включены дополнительные вопросы касательно жилищного фонда, исполнения целей устойчивого развития, а также относительно граждан-родственников, не находящихся в республике больше года. Кроме того, перепись населения можно будет пройти с помощью мобильных телефонов. В свою очередь в Туркменистане и Узбекистане очередные раунды переписи населения запланированы на 2022 год. Таким образом, итоги переписи населения будут влиять на социально-экономическую политику стран региона.

5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УСИЛИЕ КООПЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В 2020 году страны Центральной Азии продолжат поступательный вектор на укрепление регионального сотрудничества. В фокусе внимания будет третья Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, которая должна состояться в г. Бишкек. Данный Саммит станет продолжением прошедших встреч в г. Нур-Султан в 2018 году и г. Самарканд в 2019 году и позволит актуализировать развитие межрегиональной кооперации на социо-экономическом, политическом и культурном уровнях. В текущем году дополнительный импульс центральноазиатской повестке придаст начало реализации стратегии Европейского Союза (ЕС) по Центральной Азии и ожидаемое анонсирование стратегии США по Центральной Азии. На этом фоне продолжение социо-экономических реформ в Узбекистане, а также проводимые политические реформы в Казахстане будут повышать интерес международных инвесторов к региону. В 2020 году немаловажным шагом станет председательство Таджикистана на таких региональных площадках, как Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Международный Фонд спасения Арала и Стамбульский процесс по Афганистану. Все эти события и предпринятые инициативы будут приковывать внимание международного сообщества к центральноазиатскому региону.

6. ЕАЭС: УКРЕПЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

По прошествии 5 лет действия интеграционного объединения следует ожидать закрепления основных норм договора Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в государствах-членах. Так, после долгой совместной работы в декабре 2019 года на заседание Высшего Евразийского экономического совета было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Теперь страны-участницы должны будут ратифицировать этот документ. Помимо этого, в связи с окончанием льготного периода в 2020 году будет увеличена стоимость таможенного оформления машин, ввезенных в Кыргызстан из стран вне ЕАЭС. Продолжится активная работа по выходу Казахстана и Кыргызстана в рамках ЕАЭС на рынки третьих стран. В 2020 году планируется заключить соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Индией. Кроме того, будут проводиться завершающие этапы переговоров по подписанию соглашений о ЗСТ с Египтом и Израилем. Актуальной будет повестка возможности вступления еще одного центральноазиатского государства, Узбекистана, в ЕАЭС. В настоящее время среди узбекских экспертов идет активное обсуждение перспектив и возможных рисков вхождения страны в ЕАЭС. В частности, Центр экономических исследований и реформ при Администрации провел специальное исследование, где приводится целый ряд преимуществ от присоединения к интеграционному объединению.
В феврале текущего года ожидается визит президента Ш. Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого вероятно будут прояснены вопросы по данному направлению. Отмечается, что за Узбекистаном может быть закреплен статус наблюдателя в ЕАЭС. В продолжение политики либерализации и открытой экономики в случае принятия данного решения этот шаг станет логичным для Узбекистана.

7. НОВАЯ СТРАТЕГИЯ США ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

На фоне растущей глобальной геополитической конкуренции ожидаемая в 2020 году новая стратегия США по Центральной Азии будет в фокусе международного внимания. Предполагаемый визит Госсекретаря США Майка Помпео в Центральную Азию в первой половине 2020 года обозначит растущую значимость региона в политике США и придаст новый импульс развитию формата “С5+1”.
Учитывая последние политические, экономические и социальные изменения в странах центральноазиатского региона, можно предположить, что новая стратегия администрации Дональда Трампа будет прагматична, а ключевыми в повестке станут вопросы укрепления внутрирегиональных торговых связей, региональной безопасности, усиления суверенитета стран региона. Вместе с тем, не исключено, что центральноазиатская стратегия США будет, как и прежде, рассматриваться с привязкой к происходящим сложным военно-политическим процессам в Афганистане. Таким образом, «афганский фактор» по-прежнему остается ключевым в повестке вопросов стран Центральной Азии в текущем году.

8. БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

Ближний Восток будет оставаться в фокусе международного внимания как главный регион нестабильности и рисков в 2020 году. Последние события, связанные с обострением отношений между США и Ираном, ухудшение военно-политической обстановки в Ливии, активизация курдских вооруженных формирований, а также нарастающая конкуренция за сферу влияния между ключевыми региональными игроками, такими как Турция, Иран и Саудовская Аравия, сигнализирует о том, что сирийский кризис входит в следующую фазу своего развития. Учитывая последствия недавних событий, следует ожидать, что противостояние в стиле «proxy» на Ближнем Востоке будет приобретать уже новый и более открытый характер.
Стремясь оспорить статус-кво, некоторые страны региона могут перейти «красную линию», спровоцировав волну реальных военных действий на Ближнем Востоке. Данные процессы будут негативно сказываться на состоянии рынка энергоресурсов, усугубляя экономические показатели в мире и странах Центральной Азии. Вместе с тем, растущая геополитическая конкуренция и неопределенность в регионе может стать дополнительным стимулом для появления новых террористических организаций и развития новой фазы вовлечения выходцев из Центральной Азии в деструктивную террористическую деятельность.

9. КИТАЙ: ПОИСК НОВОЙ ОПОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В 2020 году Китай продолжит расширять социально-экономическое и политическое присутствие в Центральной Азии. На этом фоне в текущем году новой точкой опоры для Китая в регионе будет Узбекистан. Учитывая последовательные реформы Президента Шавката Мирзиёева, руководство Китая заметно активизировало двусторонние отношения. Следует подчеркнуть, что в 2019 году общее накопление китайских инвестиций в Узбекистане увеличилось в 1,5 раза, что составляет примерно 8 миллиардов долларов. Тогда как в прошлом году по итогам пятого заседания Межправительственного комитета по сотрудничеству руководство Узбекистана и Китая подписали соглашения на 54 проекта, затрагивающие торгово-экономическую, инвестиционную, аграрную, банковско-финансовую, транспортно-коммуникационную сферы. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в Узбекистане общее количество компаний с совместным китайским капиталом составляет более 1 120 предприятий, тогда как только в прошлом году было запущено более 330 проектов.
Немаловажным шагом к укреплению отношений двух стран явился указ Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, подписанный 12 сентября 2019 года, об отмене визового режима для граждан Китая, включая жителей Гонконга, и последующая выдача китайским гражданам многократных виз на 6 месяцев. В настоящее время для Ташкента и Пекина актуальным становится проект по строительству железнодорожной магистрали «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Исходя из этого, можно предположить, что в 2020 году для реализации данного проекта будет оказана большая поддержка со стороны правительств двух стран. Одним из потенциальных направлений в развитии экономических взаимоотношений двух стран является усиление сотрудничества в сфере международного арбитража, фокус которых будет направлен на решение спорных вопросов в рамках китайской инициативы «Пояс и Путь». Вместе с тем следует иметь в виду, что непростое и неоднозначное отношение граждан Казахстана и Кыргызстана к китайским инвестициям будет мотивировать Пекин к более тесному сотрудничеству с Ташкентом. Таким образом, в 2020 году развитие китайско-узбекских отношений будет только нарастать, приобретая все новые очертания.

10. АКТИВИЗАЦИЯ ПОКОЛЕНИЯ «НЕЗАВИСИМОСТИ»: УСИЛЕНИЕ РОЛИ МОЛОДЕЖИ

По нашему мнению, текущий год будет ознаменован усилением роли молодежи во внутриполитических процессах в центральноазиатском регионе. В настоящее время доля молодежи постоянно растет и составляет примерно 30% от 70 млн жителей региона. Так, в Казахстане количество молодых людей в возрасте 14–29 лет составляет приблизительно 4 млн человек (22%), Узбекистане – 9 млн 600 тыс. (30%), Кыргызстане – 1 млн 600 тыс. (26%), Таджикистане – 2 млн 800 тыс. человек (30%). На этом фоне изменения в демографической структуре населения региона уже учитываются правительствами при проведении экономической и социальной политики, а также пенсионной реформы. В этих условиях в Казахстане в 2020 году ожидается активизация деятельности молодых общественных лидеров в преддверии парламентских выборов. К тому же создание в Казахстане в 2020 году «президентского кадрового резерва», в который вошли представители молодого поколения в возрасте до 35 лет, говорит о формировании нового управленческого пласта. В Узбекистане аналогичный упор делается на вовлечение молодого поколения в общественные процессы через площадки «Buyuk Kelejak» и Фонд УМИД.
В целом следует отметить, что в Центральной Азии появилось качественно новое поколение граждан, где молодежь становится одним из двигателей изменений в гражданском обществе, влияя на механизмы государственного управления. К тому же, учитывая растущую роль социальных сетей, масс-медиа и трансформацию общественного договора, в текущем году в странах Центральной Азии ожидается оживление молодежных движений и постепенное выдвижение нового поколения политических элит. Все эти процессы будут проходить на фоне электоральных процессов в странах центральноазиатского региона.

Может быть интересно:

«Новый этап кризиса на Ближнем Востоке: проблеммы возвращения иностранных боевиков»

Сегодня на площадке дискуссионного клуба «Валдай» состоялась экспертная встреча при участии Ерлана Карина Председателя Казахстанского совета по международным отношениям на тему «Новый этап кризиса на Ближнем Востоке: проблеммы возвращения иностранных боевиков».

14-15 мая в г. Нур-Султан (Астана) пройдет III Казахстанско-Российский Экспертный Форум

14-15 мая в г. Нур-Султан (Астана) пройдет III Казахстанско-Российский Экспертный Форум

"10 самых важных событий (тенденций) для Центральной Азии в 2019 году"

В апреле 2 года исполнительный директор Совета Казахстана по международным отношениям (kcir) Искандер Акылбаев выступил с лекцией в фонде Международного Мира Карнеги (Вашингтон, США) и представил свежий аналитический обзор "10 самых важных событий ( тенденций ) для Центральной Азии в 2019 году"

26 октября 2018 года в Астане Офисом программ ОБСЕ в Астане совместно с Казахстанским советом по международным отношениям (КАСМО)

26 октября 2018 года в Астане Офисом программ ОБСЕ в Астане совместно с Казахстанским советом по международным отношениям (КАСМО), Фондом Фридриха Эберта в Казахстане, Институтом дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Исследовательским институтом «Общественное мнение» состоялась Региональная конференция по безопасности на тему «Новые вызовы и подходы по региональной и глобальной безопасности в Центральной Азии».